Больше пробок за очень много денег. Часть 4

24 декабря 2020 г.

Продолжение. Начало см. здесь, здесь и здесь.

Мы концентрируемся на симптомах пробок, а не на их причинах

Когда дорога кажется перегруженной, мы по умолчанию принимаем решение о её расширении и начинаем искать под это бюджет. На всё могут уйти года, часто десятилетия. Но расширение дорог — это реакция, ответ на существующие проблемы с пробками или даже опасение их возникновения. Реакционные действия чаще значительно более затратные и менее эффективные, чем действия по выявлению и устранению причин проблемы.

cars on road near buildings during daytime

В системе здравоохранения мы финансируем исследования социальных и экологических определяющих факторов слабого здоровья и поддерживаем профилактическую медицину, чтобы избежать значительно больших трат на лечение экстренных медицинских случаев. В системе водоснабжения мы осуществляем политику защиты заболоченных земель и снижения уровня сточных вод для предотвращения катастрофических потопов во время ливней. Вместо того, чтобы принимать негативные последствия за должное и выделять значительные средства на их устранение, мы должны заняться решением проблемы у ее истоков, потому что это более эффективный и дешевый метод.

Но в случае с загруженностью дорог транспортные агентства предпочитают игнорировать и отрицать свою причастность к истокам проблемы — к причинам, по которым вырос средний пробег на человека, например, разросшейся застройке и не налаженному сообщению дорог. По их мнению, возникновение пробок на дорогах предрешено и мы должны придумать, как их вместить или минимизировать. Это огромная трата денег налогоплательщиков. Не удивительно, что нам еле удается поспевать.

И хотя транспортные агентства действительно в неведении относительно того, где возведут очередные жилые дома, новая транспортная инфраструктура имеет огромное влияние на расширение пригородов — то есть наши инвестиции в транспортную систему могут усугубить пробки на дорогах.

Дорогостоящие проекты по расширению дорог часто усугубляют их загруженность

Ладно бы мы просто тратили миллиарды на борьбу с загруженностью дорог и претерпевали поражение. Но ведь все обстоит хуже: расширением дорог мы увеличиваем трафик на дорогах, провоцируем людей больше водить. Подобная реакция называется «спровоцированным спросом», нелогичным, но хорошо задокументированным феноменом.

city during daytime

Люди во власти часто приравнивают перегрузку транспортной системы к проблемам сантехники — чтобы вместить воду под напором, нужно расширить трубы. Но ведь люди не передвигаются аналогично молекулам воды. Мы принимаем различные решения и меняем свое поведение в зависимости от ситуации. Согласно экономической доктрине, когда падают цены, возрастает потребление. В нашем случае, когда время в пути снижается и водить становится удобнее, люди выезжают на дорогу. Мы погрязли в бесконечном порочном круге расширения дорог и новых пробок. Вот как это выглядит:

ФАЗА 1: Все взбудоражены новыми дорогами

Как только какую-то дорогу расширили, на нее стекаются машины. Водители пользуются возможностью сократить время в пути, отказываясь от других путей к пункту назначения, при этом увеличивая дистанции и передвигаясь в часы-пик. Зачастую люди покупают дома подальше, которые они ранее бы не рассматривали из-за удаленности. В то же время, жители, которым удавалось раньше избегать пробок — речь идет о тех, кто пользовался общественным транспортом, кого подбрасывали родственники и друзья, кто ездил в незагруженное время или вообще предпочитал никуда не ездить — садятся за руль теперь чаще, потому что ездить стало удобнее благодаря новой дороге.

ФАЗА 2: Следом возникает застройка, увеличивая время и количество поездок на машине

Благодаря комфортным условиям и относительно небольшому времени в пути, перспектива жить вдалеке от центра города в менее инфраструктурно развитых (и зачастую более доступных) районах мегаполиса кажется заманчивой. Со временем в районе появляются новостройки, торговые комплексы и другие предприятия. Время в пути до работы и других пунктов растет, увеличивается загруженность на дорогах.

Фазы 1 и 2 на улице Ловелл Роуд и шоссе I-75 в Теннесси. Стоит ли их ещё расширять в ходе третьей фазы, чтобы «решить» проблему пробок?

ФАЗА 3: Вернулись к тому, с чего начинали, спустив миллионы

Несколько лет и миллионов долларов на расширение шоссе спустя, потоки машин уже не помещаются на дорогу — снова пробки, время в пути увеличилось, так что люди оказались в той же ситуации, если не хуже, чем до расширения дороги. Жители отдаленного района начинают жаловаться на пробки, а местные депутаты начинают призывать к расширению трассы, возобновляя цикл.

Концепция «спровоцированного спроса» основана на серии значительных исследований. Например, согласно недавнему исследованию Кента Химела из Калифорнийского Государственного Университета в Нортридже, расширение вместимости шоссе порождает прямо пропорциональный рост в использовании транспортных средств — увеличение дорожного полотна на 1% может привести к увеличению пробега автомобиля на 1%. Также в исследовании говорится, что уже через пять лет спровоцированные поездки приведут к снижению скорости движения до уровня до реконструкции.

У нас не получится решить проблему пробок исключительно путем увеличения дорог. И чем больше мы пытаемся, тем серьезнее становится проблема.


Спровоцированный спрос

Пример 1: автострада Кэти в Хьюстоне, штат Техас

I-10 Katy Freeway. Photo: Alex MacLean. | Paris skyline, San francisco skyline, Skyline

Автострада Кэти — часть межштатной автомагистрали Interstate 10 (I-10), которая пролегает через западные окраины Хьюстона, штат Техас — прекрасный пример того, как на деле работает спровоцированный спрос: угрохивание колоссального бюджета на расширение дороги не увенчалось успехом. По данным Федерального управления автомобильных дорог Министерства Транспорта США, в начале 2000-х поток автомобилей на автостраде Кэти в три раза превышал норму, на которую она была рассчитана, и каждый день была загружена суммарно до 11 часов. Движение было настолько затруднено, что в 2004 году Американский альянс пользователей автотрасс назвал его «вторым наихудшим местом заторов в стране». Никогда не останавливающийся на середине, штат Техас предпринял решительные действия: в 2008 году Департамент транспорта Техаса завершил масштабный проект по расширению 19-километрового участка шоссе Кэти, увеличивая пропускную способность до невиданных 23 полос. Реализация этого проекта обошлась государству и налогоплательщикам в 2,8 миллиарда долларов.


Хочется верить, что при таком-то масштабе инвестиций ситуация на дорогах наладится и продержится десятилетиями, не правда ли? Ошибаетесь. Автострада стала еще более загруженной с момента ее расширения. И хотя время поездки в час-пик ожидаемо сократилось сразу после открытия проекта в 2008 году, уже к 2011 году оно снова начало подниматься вверх. Научно-исследовательская организация Houston Tomorrow провела исследование с использованием данных Transtar (официальный источник данных о трафике в Хьюстоне), в котором говорится, что поездка из центра города по автостраде Кэти до Пин Оук (~35 миль, около 56 км) заняла на 51% больше времени в 2014 году, чем в 2011 году. В 2011 году эта поездка в час пик заняла около 47 минут, тогда как к 2014 году та же поездка в то же время суток заняла примерно 70 минут. Аналогичный анализ различных участков автомагистрали Кэти, проведенный Джо Кортрайтом из City Observatory, показал те же результаты: движение вновь начало ухудшаться всего через три года после открытия новых полос движения. В 2014 году исследование местной телевизионной станции Хьюстона выявило, что из 200 различных комбинаций поездок в город на работу 85 процентов к 2014 году стали занимать времени больше, чем в 2011 году.


Автострада Кэти рисует совершенно мрачную картину: не существует правильного количества новых полос движения, а также суммы денег, которые могли бы решить наши проблемы. Нам нужен другой подход.

Сбор регулярных пожертвований в Сочи
Собрано 0 из 25 000 рублей
Дорожная революция
Текущий проект

Невозможно устроить комфортную городскую среду, когда у тебя под окном 10-полосное шоссе. Общеизвестно, что строительство широких дорог, особенно бессветофорных и ведущих в центр, приводит к увеличению количества пробок. Нам необходимо начать в обществе дискуссию про демонтаж хайвеев. Мы придём к этому решению! Сеул пришёл, в США приходят, в Европе сносят хайвеи, и у нас тоже это будет. Но кто-то должен эту дискуссию стартовать. И это будем мы.

Сбор регулярных пожертвований в Сочи
Собрано 0 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему