25 августа 2020 года войдёт в историю московского транспорта как Чёрный вторник — день, когда троллейбусы ушли с последних остававшихся маршрутов. Этих маршрутов было шесть — м4, 28, 59, 60, 64, 72 — они сохраняли преемственность запущенной 15 ноября 1933 года системы. Теперь единственные троллейбусы, которые ходят по Москве, приезжают в столицу из Химок: конечная маршрутов 202 и 203 — у метро «Планерная».
Ещё пять лет назад троллейбусная система Москвы была крупнейшей в мире, а десять лет назад количество подвижного состава в троллейбусных парках превышало 1500 единиц. Сейчас на это смотришь и не понимаешь, как вообще могло прийти в голову избавиться от этого, уничтожить работающую систему. Департамент транспорта в своём релизе по случаю добивания троллейбуса попытался его представить как какую-то ретро-штуку, которой место на свалке истории. Якобы троллейбусы устарели, их списали, и вот теперь-то заживём с новыми электропепелацами! Лукавству Дептранса нет предела: а где ж вы были, когда машины устаревали? почему не закупали новые? Технологии есть — не один и не два российских завода готовы предоставить современные российские троллейбусы с увеличенным автономным ходом, да и в Беларуси тоже (просто посмотрите хотя бы на опыт петербургских коллег).
Такие троллейбусы с увеличенным автономным ходом можно было бы очень выгодно представить: смотрите, мы избавляемся от старых не самых комфортных для посадки троллейбусов и вместо них — новый, современный электробус с динамической зарядкой, которым мы уже можем заменить половину автобусных маршрутов! Но такого вы не услышите ни от Дептранса, ни от Сергея Собянина. Мэр Москвы вообще сразу, как только был назначен (да, в 2010 году мы его не выбирали), сказал, что в центре города троллейбусам не место. Затем центр города, видимо, в его представлении расширился.
Планомерная работа по уничтожению московского троллейбуса шла несколько лет. Долгое время троллейбусы просто заменяли на автобусы — иногда под прикрытием того, что маршруты продлевают на 500 метров туда, где контактной сети нет. Затем появился тот самый электробус с ультрабыстрой зарядкой, про неэффективность которого не сказал только ленивый. Его тоже представили как замену троллейбусам, а не дизельным автобусам, что только дополняет общую картину происходящего. То есть, в городе есть всё, чтобы развивать электробусы с динамической зарядкой, но нет, мы будем избавляться от контактной сети в пользу зарядных станций — ну и что, что им нужно много места и там скапливаются очереди?
Замена троллейбусов на автобусы и электробусы привела к огромным проблемам. Автобусов не хватает, чтобы закрыть все маршруты — их приходится снимать с других маршрутов, ухудшая транспортное обслуживание. Большее количество автобусов, которые одновременно выходят на маршруты, требует большего количества водителей — а их тоже не хватает: переучиваться захотели не все (а для вождения электробуса это тоже приходится делать).
С точки зрения экологии дела обстоят совсем плохо. Вместо полностью электрических троллейбусов теперь ходят дизельные автобусы и частично дизельные электробусы, причём последних — меньшинство. По данным транспортного активиста Семёна Полосова, 79% (!) троллейбусных маршрутов, 66 из 84, были заменены на автобусы! Их пустили даже на особо охраняемые природные территории — например, в Серебряный бор (и один из маршрутов даже специально туда продлили).
Сегодняшние снятия ровно ложатся в уже имеющуюся информацию. Из шести маршрутов пять перевели на автобусы. На маршрут М4, который единственный из всей системы «Магистраль» сохранял заявленные интервалы в 5 минут, пустили электробусы, а сам маршрут сократили. Сократили его не случайно — на более длинном маршруте сложнее выдерживать интервалы, особенно когда у тебя на одной зарядной станции скапливается больше машин, чем в то же время находятся в движении. И вот уже вместо 5 минут интервал до получаса — и кому от этого стало лучше?
То есть, налицо абсолютная деградация экологически чистого транспорта Москвы. Налицо профанация развития. Налицо ложь, которой прикрывают вредные для города решения. Налицо непонимание современных тенденций развития транспорта.
Потому что когда нам на голубом глазу рассказывают, что якобы во всём мире так делают — это свидетельство того, что ответственные за московский транспорт люди не разбираются или не хотят разбираться в том, что на самом деле делают европейские и мировые города. Тактика мэрии и Дептранса понятна: подсмотреть умных слов — и подвести своё вредительство под них, полностью исказив изначальный замысел.
Отказ от троллейбусов, которые ходят под проводами, был ошибкой, допущенной многими городами и странами в середине 20-го века. Тогда автомобильное лобби делало всё, чтобы уничтожить эффективные трамвайные и троллейбусные системы. Но в последние годы наблюдается ренессанс троллейбусных систем: об эффективности электробуса с динамической зарядкой говорят в Берлине (где уже планируют первые линии) и в Праге (где уже закупают новые троллейбусы впервые за 60 лет). В Швейцарии про троллейбусы никогда и не забывали — там вообще пускают ультрасовременные двусочленённые троллейбусы в Лозанне, Санкт-Галлене, Цюрихе. Во Франции то же самое — взять хотя бы Лион.
Но Москве, видимо, ближе опыт Тюмени, Перми и других российских городов по полному уничтожению троллейбусной системы. Впрочем, это не то, чем стоит гордиться. Одно хорошо: следующий мэр, которого изберут в 2023 году, сможет гордо и во всеуслышанье сначала заявить: «Я верну троллейбус в Москву!», а потом и выполнить это обещание.
Все фото: https://transphoto.org/