СНиПы

13 марта 2014 г.

Власти Москвы в последнее время часто говорят о приоритете пешеходов над машинами, но на практике это выполняется не всегда. Вполне естественно, что внеуличные переходы — одна из самых противоречивых тем, причём сомнительная идеология возникает уже на этапе планирования. Напомним, что под внеуличными переходами имеются в виду подземные и надземные.

Как вообще регулируется городское строительство, к которому относятся и переходы? Во времена СССР ключевую роль играл так называемый СНиП — сборник строительных норм и правил, в котором были собраны как технические указания, так и правовые нормы. Все они были обязательны к исполнению, помимо этого архитекторы и строители должны были подчиняться разделам государственного стандарта (ГОСТа) в области строительства. После перестройки всё изменилось, документы во многом остались прежними, но большая их часть стала рекомендательной. Теперь обязательно нужно учитывать только так называемые технические регламенты, которые, в частности, включают в себя противопожарные и санитарные предписания. Помимо этого, в Москве действуют МГСН — московские городские строительные нормы, которые обязательны к исполнению. О них и поговорим.

Документ, который регулирует строительство внеуличных переходов, имеет длинное название: ТСН 32-302-2003 г.Москвы (МГСН 1.03-02). Пешеходные переходы вне проезжей части улиц. Объекты мелкорозничной торговли и сервиса в пешеходных переходах. Его приняли после двух больших трагедий в подземных переходах — взрыва на Пушкинской площади и трагедии на Немиге в Минске. В первом случае пострадавших было больше от давки в переходах, нежели от взрыва; во втором причиной гибели людей была только давка в переходе. После этих событий решено было разработать нормы, которые не позволили бы таким ситуациям повториться и регулировали ширину и другие параметры подземных и надземных пешеходных переходов. В целом, подход предполагается разумный: перед строительством полагается тщательно изучить потоки пешеходов (существующие и прогнозируемые), принять во внимание находящиеся поблизости вокзалы и другие центры притяжения (это автоматически делает переход шире). Проблема в том, что нормы рекомендуют создавать внеуличные переходы практически везде: при ширине улицы больше 14 метров (это две полосы в каждую сторону), при величине пешеходопотока больше 1500 человек в час, на перекрестках улиц с нерегулируемым правоповоротным движением больше 300 автомобилей в час и так далее. Получается, что этот раздел МГСН считает подземные и надземные переходы средством решения транспортных проблем в узлах улично-дорожной сети (т.е. можно так развести поток транспорта и пешеходов, отдав предпочтение транспорту). Также рекомендуют их строить на магистральных дорогах (убрав пешеходный светофор, можно сделать магистраль непрерывного движения, опять-таки отдав предпочтение транспорту) и на отдельных участках в случае, например, частых ДТП (предпочтение снова отдается транспорту — не идет речи об ограничении движения автомобилей).

В итоге нормы никак формально не устанавливают приоритет автомобилей, но негласно это подразумевается и применяется на практике. Почему так происходит? Очень просто: сами нормы устарели, их пора переписывать. Ничего удивительного в этом нет, потому что они понемногу менялись, переписывались и дополнялись в течение многих лет, а теперь получился разрозненный набор разных идей из разных эпох. Среди них есть хорошие, есть очень плохие, и вместе вся система работает не очень хорошо. Поэтому самый разумный выход из ситуации — полностью переписать все нормативные документы, не опираясь на старые правила, но учитывая новые интересы жителей города и планы его развития. Они должны помогать делать город более удобным, а не наоборот.

Всю систему, конечно, можно и нужно менять. Все территориальные нормы существуют не сами по себе, а предназначены для реализации Генерального плана развития города. Со времён принятия последнего Генерального плана в 2010 году произошло большое событие: к Москве присоединили Троицкий и Новомосковский административные округа, что увеличило площадь столицы почти в 2.5 раза. Соответственно, теперь генплан нужно менять. Как сообщает мэрия, новый генплан будет принят до конца 2014 года, а вместе с ним будут приняты и новые нормы. Загонят ли они пешеходов окончательно под землю? Всё это в значительной степени в наших руках.

Сбор регулярных пожертвований в Сочи
Собрано 0 из 25 000 рублей
Пешеходные переходы на Пушкинской
Текущий проект

Есть такой стереотип, что самыми безопасными являются подземные либо надземные переходы. Их радостно строят власти, показывая свою заботу о жителях. На самом деле это не совсем так. Разделение пешеходных потоков и автомобильных хороши на крупных автомагистралях, или на загородных трассах. В городе же, на местных улицах, попытка осложнить путь пешеходу только провоцирует его на нарушение правил. Мы досконально изучили проблему внеуличных переходов и рады поделиться с вами статьями об этой проблем

Сбор регулярных пожертвований в Сочи
Собрано 0 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему