«Ноль смертей» — не только для мегаполисов

22 октября 2021 г.

В 2015 году Городской совет американского Фримонта (города в штате Калифорния с населением около 230 тысяч человек — сравнимо с нашими Благовещенском или Нальчиком) поставил смелую цель: свести смертность в авариях на улицах города к нулю. Во Фримонте уже тогда был один из самых низких уровней смертности в США, однако новый настрой заставил чиновников пересмотреть подход к обеспечению безопасности.

Какого-то особого названия, помимо Vision Zero, придумывать не стали — и сохранили основную суть подхода: вероятность человеческой ошибки закладывается в транспортную систему, а не пытается свестись к нулю. Vision Zero — это как раз про то, что улицы должны быть спроектированы так, чтобы при аварии большинство людей отделалось незначительными травмами.

Спустя пять лет реализации проекта результат говорит сам за себя. Уровень смертности в авариях во Фримонте теперь — 2,1 на 100 тысяч населения (в Калифорнии этот показатель — 9,1, а всего по США — 11). Количество серьёзных аварий во Фримонте снизилось на 45% с момента запуска программы.

Раньше улицы Фримонта выглядели так же, как и в любом другом городе США. Полосы по 3,5–4 метра, по которым удобно гонять. 40 нерегулируемых переходов через несколько полос. Вдобавок к этому — магистрали, проходящие через город, а также устаревшая система уличного освещения.

Теперь многие улицы выглядят иначе. Департамент инфраструктуры Фримонта (он отвечает и за транспортное планирование, и за содержание и ремонт улиц) использовал недорогие временные быстровозводимые конструкции, чтобы повысить уровень безопасности для всех — и водителей, и пешеходов, и велосипедистов, и пассажиров общественного транспорта за относительно короткий период времени. Там переразметили полосы на 47% крупных городских улиц, обезопасили перекрёстки выступами тротуаров, снизили скорость на более чем 15 участках улиц, повесили новые светофоры, а в некоторых местах уменьшили количество полос.

MTC Regional Safety/Vision Zero Policy | Association of Bay Area Governments

Многие из этих изменений произошли возле школ. За 3 года до начала программы, с 2013 по 2015, во Фримонте произошли 9 серьёзных аварий с участием детей до 15 лет. За такой же период, но с 2018 по 2020 год, такая авария была одна.

Поначалу во Фримонте даже не выделяли отдельного финансирования и не создавали отдельных должностей под эту программу. Ресурсы нашли за счёт закрытия проектов, которые уже не могли служить новым целям города. В первых проектах особое внимание уделялось креативному использованию имеющихся ресурсов и недорогим изменениям. Благодаря их успеху городу удалось привлечь гранты на более дорогостоящие проекты. В итоге усилия города заметили на федеральном уровне — в этом году награда Национального института транспортных инженеров за достижения в области транспортной безопасности отправилась именно во Фримонт.

Данные и взаимодействие дают результат

Дело не только в том, что делают во Фримонте — важно ещё и как. Решения там принимают, основываясь на детальном анализе данных и при взаимодействии нескольких департаментов — это также один из базовых принципов Vision Zero. Например, Департамент инфраструктуры и полиция действуют сообща, чтобы создавать карту очагов аварийности. Причём карту ведут в AutoCAD — программе, которую обычно используют для планирования и чертежей.

Транспортные планировщики Фримонта обычно получают отчёты об авариях в течение 30 дней после того, как те происходят. Это значительно быстрее, чем во многих других городах, где такой информации можно ждать по году и больше. Когда происходит авария, в которой люди получают серьёзные травмы или гибнут — её учитывают всё на той же карте в AutoCAD.

Рассмотрение очагов аварийности позволяет легко выявить места, где в первую очередь требуются изменения. Более того, поскольку карта часто обновляется, будущие инфраструктурные проекты согласуются там, где они больше всего нужны, а не там, где самые громкие активисты.

Транспортные инженеры Фримонта не боятся использовать нестандартные приёмы в своей работе. Например, поворот бульвара Гриммер раньше часто встречался в новостных сводках как очаг аварийности. «Стандартные» решения вроде предупреждения о повороте не помогли. После аварии, в результате которой автомобиль въехал в чей-то бассейн, на опасном повороте сузили поосы до 3 метров и физически обособили велодорожку. Водители стали ездить медленнее — и с 2016 года, когда всё это было реализовано, в этом месте больше не случалось серьёзных аварий.

North Fremont Street Bike and Pedestrian Access and Safety Improvements |  Kimley-Horn

Цели на будущее

Нуля смертей во Фримонте пока не достигли, но стремятся к этому. Данные показывают, что пешеходы и велосипедисты всё ещё непропорционально часто попадают в аварии, как и пожилые люди, а также бездомные.

Из пока ещё нереализованных идей во Фримонте — перенастройка светофоров, чтобы для тех, кто соблюдает скоростной режим, включалась «зелёная волна». В ближайшие 5 лет там планируют продолжать создавать безопасные переходы и перекрёстки и обособлять велодорожки. В этом местным чиновникам помогут и другие программы по «достижению нуля» — велосипедный и пешеходный мастер-планы, а также план по созданию безопасных маршрутов до школ.

Оригинал

Сбор регулярных пожертвований в Сочи
Собрано 0 из 25 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований в Сочи
Собрано 0 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему