Париж против машин

13 февраля 2018 г.
На протяжении последний трех десятилетий власти Парижа последовательно избавляются от машин. И никакого транспортного коллапса!



Париж часто подбрасывает нам транспортные новости — город регулярно страдает от смога, пробок и забастовок. За всем этим мы упускаем из вида главное — стремление французской столицы сильно сократить личный автотранспорт.

Вот вам несколько фактов для затравки: по данным, недавно опубликованным в Les Cahiers Scientifiques du Transport, с 1990 года число автомобильных поездок в городе сократилось на 45 процентов, а доля велотранспорта за тот же период выросла в три раза. Доля общественного транспорта выросла на 30 процентов.



Справедливости ради надо сказать, что, например, в Нью-Йорке доля автомобильных поездок тоже сократилась за последние 27 лет, но все равно вдвое выше парижской. График ниже, составленный Департаментом транспорта Нью-Йорка, показывает, как менялись транспортные привычки жителей города с течением времени.



Изменения на улицах Парижа случились не сами по себе и произошли не за одну ночь. Как утверждает транспортный экономист Фредерик Эран из Университета Лиля, на протяжении всего ХХ века число поездок на автомобиле там постоянно росло, вплоть до 1990-х годов, когда цены на нефть резко пошли вверх. Наряду с дороговизной топлива на процесс, который Эран называет “реконкистой публичных пространств”, повлияли и многие другие события. Хотя в том, что касается развития пешеходных пространств, нынешняя администрация города давно обошла своих предшественников, основу для этого заложили прежние руководители города.

Жак-Ширак, мэр-консерватор (и растратчик общественных средств) возглавлял город с 1977 по 1995 год. При нем возросло число столбиков, защищающих тротуары от нелегальной парковки. Ширак также сопутствовал популярности у пешеходов Елисейских полей — он расширил там тротуары, запретил парковку и улучшил озеленение.

Сменивший Ширака в кресле мэра Жан Тибери попал под шквал критики за недостаточные усилия по улучшению воздуха в городе (его также обвиняли в том, что он выиграл выборы нечестно), однако именно он закрыл для автомобилей площадь Согласия. В 1996 году он представил первый план развития велотранспорта, который должен был способствовать сокращению числа машин. Как отмечает Эран, этот план предполагал создание веломаршрутов вдоль основных транспортных артерий и снижение скорости машин в некоторых районах.

В 2001 году мэром Парижа впервые стал открытый гей Бертран Деланоэ, который заявил, что господству машин пришел конец, и пообещал заняться улучшением общественных пространств. На протяжении тринадцати лет своего правления Деланоэ выполнял свои обещания, умудряясь при этом избегать больших скандалов. Часть улиц была перепроектирована так, чтобы сделать там выделенные автобусные полосы. В городе появилось более шестисот километров велодорожек. Набережную Сены стали перекрывать на лето, чтобы организовать там городской пляж, а в 2007 заработал Vélib, городской прокат, который считается самым большим и успешным в странах Запада.

Протеже Деланоэ и нынешний мэр Парижа Анн Идальго считается самым последовательным борцом с автомобилями с мировых градоначальников. Она запретила ездить по городу на старых машинах в будние дни и закрыла для автомобилей нижние набережные Сены. На центральных площадях пространство, отданное личному автотранспорту, сокращается, а регулярные дни без автомобиля призваны показать горожанам, каким может быть будущее без машин. При этом данные недавнего исследования мэрии показывают, что жалобы на увеличение пробок в результате этих действий беспочвенны. Число километров, которое парижские автомобилисты совокупно накручивают в Париже, сокращается, а вот число километров в час осталось примерно на прежнем уровне.

Убирая машины с улиц, власти города делают ставку на общественный транспорт. RATP, транспортное агентство Иль-де-Франс развивает свою сеть скоростных автобусных маршрутов и подземных трамваев, существующих в городе с 1990-х годов. Параллельно идет реконструкция тротуаров, строительство велодорожек, предпринимаются меры по успокоению трафика. Общественный транспорт ходит быстро и с небольшими интервалами. Стоит также отметить заметное сокращение ДТП со смертельным исходом — с 2010 года их стало на 40 процентов меньше.

А вот за пределами Парижа ситуация иная. Там смертельные ДТП в последние годы растут. Причиной тому активное автомобилепользование и невнимательное вождение. Не так давно власти страны отреагировали на это, снизив лимит скорости на двухсторонних хайвеях.

Пример Парижа показывает другим городам, что изменения возможны, но требуют времени. Город по-прежнему борется с загрязнением воздуха — в конце 2016 года был момент, он стал здесь хуже, чем в Дели и Пекине, которые считаются самыми неблагополучными в экологическом плане городами. Основными источниками вредных выбросов во Франции считаются дизельные автомобили, которых здесь большинство — до недавнего времени власти субсидировали этот тип топлива. Теперь все иначе — к 2040 году Франция намерена вообще запретить машины на бензине и дизеле.

Впрочем, как подчеркивает Эран, изменение транспортных привычек парижан — это не только запрет на автомобили. Популярность велосипедов, общественного транспорта и пешеходного перемещения растет, когда транспортная политика логична и целостна, одновременно предлагая меры по успокоению трафика и привлекательные альтернативы автомобилю. Иными словами, дело не только в мэрах. Чтобы что-то изменить, нужны годы внимательного и ответственного проектирования.

Laura Bliss / Citylab.com
Оригинальная статья по ссылке
Перевод: Анастасия Ромашкевич
Сбор регулярных пожертвований в Сочи
Собрано 0 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему