Ещё одно общественное пространство в центре Утрехта стало гораздо привлекательнее для пешеходов и велосипедистов. За последние пять лет были реконструированы практически все улицы с восточной стороны канала, окружающего исторический центр города, и в этом году был завершён один из последних участков в начале проспекта Малиебаан. Теперь там гораздо меньше места для автомобилей — вместо большей части асфальта высадили зелень и проложили тротуары. А для всех, кто на чём-то ездит (включая велосипеды) осталась узкая проезжая часть, такая же, как и на других улицах вдоль канала.
Когда в Утрехте начали реконструировать улицы вокруг исторического центра города, это вызвало немало критики. Некоторым казалось, что узкие улицы с велодорожками, выкрашенными красной краской — это слишком опасно для велосипедистов, автомобильного трафика слишком много, а места достаточно для обособленной велоинфраструктуры. Однако у городских чиновников был другой план.
Если бы велоинфраструктура была отделена от проезжей части, водители бы не почувствовали, что эта улица спроектирована не для них. Теперь, когда такой подход применяется во многих местах города, стало очевидным изначальное намерение городских чиновников: значительно снизить количество поездок на автомобиле. И именно то, как спроектированы улицы, показывает: эта часть города — для тех, кто ходит пешком и ездит на велосипеде. Тем, кто хочет проехать насквозь на автомобиле, тут нет места. Приехать на машине сюда можно, но только если есть определённая точка назначения.
Эта местность является объектом культурного наследия, и нужно было совместить исторический дизайн с современным подходом и запросами города. Реконструкцию в Утрехте обосновали так: она должна «повысить привлекательность и доступность города. Каждый участник дорожного движения сможет построить логичный маршрут, а уличное пространство распределено так, что никто ни над кем не доминирует. Никому не достаётся чрезмерно много пространства».
Произошедшие в Утрехте изменения очень заметны — даже несмотря на то, что до этого улица уже была безопаснее многих российских. Вот наглядное сравнение, как было и что сделали:
Согласно опубликованному отчёту о публичных слушаниях, горожане с радостью восприняли нововведения. Улицы Утрехта одна за одной возвращаются людям — за счёт пространства, которое раньше занимали личные автомобили (чего стоит канал на месте магистрали). И люди это поддерживают, голосуя за те партии, которые претворяют такую политику в жизнь.