Когда-то Бирмингем гордо носил в Великобритании звание «города магистралей». Теперь там планируют снизить количество поездок на автомобиле, сделав их длиннее и неудобнее. Параллельно там собираются улучшить условия для пешеходов, велосипедистов и пассажиров автобусов — у них появится возможность проще, безопаснее и быстрее добираться туда, куда им надо.
Развязка Gravelly Hill в Бирмингеме
Сделать это хотят интересным способом — поделив город на «сегменты», между которыми проехать на автомобиле можно будет только через внешнюю кольцевую дорогу. Такие изменения необходимы, чтобы снизить уровень вредных выбросов, уверены в Городском совете Бирмингема. Член депутатской комиссии по транспорту и окружающей среде Васим Заффар ещё 2 года назад, когда появлялись первые планы новой транспортной схемы, заявлял, что город должен «построить будущее, где автомобили не будут царствовать». В конце июля были опубликованы уже конкретные планы, что и где планируют сделать, и начались публичные слушания.
Создатели нового Транспортного плана Бирмингема вдохновлялись примером бельгийского Гента — там город поделили на такие же зоны в 2017 году. Тогда средневековый город показал, как буквально за одну ночь можно совершить крупные преобразования: вечером воскресенья на многих улицах запретили проезд автомобилей — и, к разочарованию СМИ, которые ждали провала, город в одну большую пробку не встал. Наоборот: проснувшись рано утром после беспокойного сна, водители обнаружили, что доехать в нужное место теперь можно быстрее, хоть расстояние и увеличилось — просто самих машин на улицах стало меньше.
Трамвайно-пешеходный Гент, Бельгия
Выяснилось, что в основном пробки в Генте были из-за того, что коротких поездок на автомобиле было слишком много. В Бирмингеме сейчас примерно такая же ситуация: четверть всех поездок — на расстояние 1,5 км или меньше.
Теперь город внутри кольцевой дороги A4540 (она сравнима с Бульварным кольцом в Москве) будет поделен на сегменты, проезд между которыми на автомобиле будет возможен только через это кольцо. При этом никаких ограничений для пешеходов, велосипедистов и пассажиров автобусов не будет: наоборот, появятся новые маршруты.
Некоторые элементы новой транспортной схемы уже протестированы — в ходе слушаний городские чиновники хотят выяснить, стоит ли оставить их в будущем. Кроме этого, в их планах — вложить 1,2 миллиарда фунтов стерлингов (около 121 миллиардов рублей) в общественный транспорт.
В 2020 году автор плана Гента дал властям Бирмингема ценный совет: не медлить с изменениями и не дать возможности противникам пустить план под откос. Вице-мэр Гента Филип Ваттеу как-то заявил журналисту Карлтону Риду: «Мы реализовали план целиком за одну ночь. Это был самый простой способ как с точки зрения политики, так и технической возможности».
Ваттеу, которому до реализации плана угрожали убийством, и которого потом благодарили жители за прозорливость, призвал коллег из Бирмингема не позволять никому расстраивать планы: «Общайтесь с людьми, но будьте настойчивыми, и не уступайте по принципиальным вопросам». По его словам, люди в Генте поначалу жаловались, что поездка длиной в 300 метров стала двухкилометровой, и пришлось объяснять, что не следует использовать машину для поездки на 300 метров, а стоит пройти пешком. Спустя год после введения в Генте нового транспортного плана Ваттеу был переизбран, а большинство его партии увеличилось.