Безусловный базовый доход, но только для транспорта

December 16, 2021

Если вы молоды и ищете работу в калифорнийском Бейкерсфилде, одними из лучших вариантов будет работать на складе или в розничной торговле на окраине города. Но добраться туда не так-то просто, если у вас нет автомобиля.

Это объясняет, почему порядка 18 500 молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет в этом городе с населением в 400 тысяч человек нигде не учились и не работали в 2019 году. В Бейкерсфилде наиболее высокие рейтинги разобщенности молодежи в США, и пандемия это лишь усугубила.

Чтобы восполнить некоторые из этих пробелов, была запущена экспериментальная программа. В течение года в ней будут участвовать 100 социально незащищенных жителей Бейкерсфилда. Исследование покажет, как доступ к бесплатному общественному транспорту, электровелосипедам и электросамокатам повлияет на их жизни.

Это не единственная программа в США с концепцией «безусловной мобильности». В Окленде до 500 человек получат дебетовую карту с 300 долларами на счету, которые можно использовать для оплаты общественного транспорта и других способов передвижения. В Питтсбурге следующей весной планируют запустить годичное исследование на 50 человек. Аналогичная программа ждет жителей юга Лос-Анджелеса.

Цель экспериментов — понять, как человек, получая минимальный доступ к транспорту, сможет улучшить свои достижения. Во всей Америке малоимущие тратят на транспорт больше денег, чем их более богатые сограждане, если считать в процентном соотношении.

Исследователей интересует, какие способы передвижения выберут участники, чтобы добраться до пункта назначения, и как программы повлияют на их финансовое благополучие, качество жизни и здоровье.

Почему мобильность важна

В Бейкерсфилде участники получат безлимитные проездные билеты на автобусы и пять бесплатных поездок на прокатных электровелосипедах и самокатах каждый день. Участников исследования выберет «Центр мечты», организация по содействию нынешних и бывших приёмных детей, многие из которых — бездомные.

Молодёжь, которой «Центр мечты» помог найти работу, зачастую добирается до неё на такси, которое заметно съедает их и без того небольшую зарплату. Многие чувствуют себя подавленно, потому что работают неполный день. А ведь им еще предстоит платить за жилье и продукты. В совокупности этого становится достаточно, чтобы они ушли с работы. Поэтому исследование должно помочь понять: если устранить барьеры в виде оплаты проезда, поможет ли это участникам исследования?

Выиграть должны и местные работодатели, которые сталкиваются с нехваткой кадров — теперь у них смогут работать люди, которые живут в районах, где есть проблемы с транспортом.

Ожидается, что эксперимент вызовет большой интерес. В Окленде желающих принять участие оказалось в два раза больше, чем предполагает программа. Они смогут потратить 300 долларов с дебетовой карты на общественный транспорт, каршеринг, велопрокат и самокаты.

«Вероятно, это продлится не больше двух месяцев», — считает специалист по транспортному планированию Куинн Уоллес. «Этот проект нужен для устранения финансовых барьеров, из-за которых люди не могут полноценно перемещаться. Если мы дадим вам карту на 300 долларов, и вы положите их на проездной — отлично. Если вы сократите количество поездок на машинах и потратите деньги на то, чтобы за неделю воспользоваться велопрокатом пять раз, а не три — это тоже будет победой».

Эти программы появились после экспериментов с гарантированным доходом для финансово уязвимых жителей Стоктона, штат Калифорния, и Джексона, штат Миссиссипи. В Окленде тоже недавно начали такого рода исследование, в котором участвуют малоимущие семьи, в том числе представители расовых меньшинств. Исследования показали, что возможность людей перемещаться по городу без проблем тесно связана с их экономическими успехами. Поэтому идея обеспечить малоимущих пассажиров неограниченным доступом ко множеству услуг, помимо общественного транспорта, обсуждается уже много лет. Появление мобильных приложений делает это возможным.

Автомобильный вопрос

Но вместе с этим есть поводы и для скептицизма. Профессор городского планирования Университета Рутгерса предупреждает, что отсутствие доступа к автомобилям (всё ещё играющим важную роль для большинства американских городов) может снизить экономическое влияние программ безусловной мобильности.

По его мнению, простое предоставление доступа к общественному транспорту и другим удобным, но все же медленным способам передвижения вроде велопроката, не сможет значительно повлиять на доступность в целом. Вероятно, изменения коснутся личного бюджета людей, и это хорошо. Но программам, в которых не признается роль машин в повседневной жизни даже малоимущих людей, на его взгляд, не суждено стать успешными.

В автоцентричном Бейкерсфилде это может стать проблемой: общественный транспорт развит плохо, а пешком или на велосипедах на работу добираются меньше одного процента жителей. Велоинфраструктура, хоть и расширяется, остается скромной, а сам город — один из самых опасных для пешеходов на всю страну. В то время пока Питтсбург и Окленд включили в свои программы услуги каршеринга, Бейкерсфилд на данный момент этого не сделал. Исследователям предстоит узнать, повлияют ли эти факторы на успех программ.

Оригинал

Сбор регулярных пожертвований в Сочи
Собрано 0 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему