Инициатива берлинцев о запрете личных автомобилей в центре Берлина в случае реализации приведёт к созданию самой большой зоны без автомобилей в мире.
Объединение Berlin Autofrei («Берлин без автомобилей») прошло первый этап организации городского референдума. Его члены подали петицию с более чем 50 тысячами подписей, в которой призывают запретить автомобили внутри железнодорожного кольца S-Bahn — это 88 квадратных километров (для сравнения, площадь внутри Третьего транспортного кольца в Москве — около 98 квадратных километров).
Запрет не коснётся людей с инвалидностью, автомобилей экстренных служб, а также тех, кому нужен автомобиль для ведения бизнеса. Всем остальным будет разрешено совершить 12 поездок на арендованном автомобиле в год — например, если кому-то надо переехать.
Рендер из Theguardian
Электромобили тоже попадут под запрет. Один из организаторов кампании, Ник Кестнер, утверждает, что «чтобы достичь поставленных целей по выбросам от транспорта, нужно, чтобы уже в следующем году половина автомобилей была электрической. Такого точно не произойдёт: сейчас эта цифра — всего 1,3%. Поэтому единственное решение — снизить количество поездок на автомобиле, а не только вид двигателя». Пресс-секретарь кампании Мануэль Виманн также считает, что «и электрические, и дизельные машины загрязняют воздух трением шин, занимают слишком много места и подвергают жизни людей опасности».
Отчёт берлинского парламента в 2014 году показал: 58% уличного пространства отдано машинам, хотя всего 33% (а внутри ж/д кольца — вообще 17%) поездок совершаются на автомобилях. Всего 3% пространства отводилось велосипедистам, хотя они совершали 15% всех поездок (внутри кольца — 18%). Припаркованные автомобили занимали 17 квадратных километров. Всего же автомобилям отводилось в 20 раз больше места, чем велосипедам. 3 из 4 смертей в авариях в Берлине были смертями пешеходов или велосипедистов.
Другой организатор кампании, Нина Нобле, считает, что эта инициатива — не только об окружающей среде в общем, но и непосредственно о том, что окружает каждого человека. Она «о том, как мы хотим жить, дышать и вместе играть». По её словам, те, кто поддерживает инициативу, хотят, чтобы «люди могли спать с открытыми окнами, дети — гулять на улице, а пожилые — безопасно ездить на велосипеде или отдыхать, сидя на скамейке».
Несмотря на то, что исторически антиавтомобильные кампании в Европе не всегда были успешными, «Берлин без автомобилей» может и реализоваться. Эта кампания использует особую форму прямой демократии, прописанную в конституции Германии. На таком же референдуме берлинцы недавно проголосовали за экспроприацию тысяч квартир у крупнейших владельцев жилья в Берлине.
Весь процесс сбора подписей за инициативу состоит из трёх шагов. На первом шаге нужно за определённый срок собрать 20 тысяч подписей горожан (уже собрано больше), на втором — 170 тысяч. Если после этого городские власти откажутся принимать соответствующий закон, то вопрос ставится на общегородской референдум.
По словам Кестнера, «недавнее исследование министерства охраны окружающей среды показало, что 91% немцев были бы счастливы без автомобиля. Более того, только у трети берлинцев вообще есть машина. Впрочем, это не значит, что люди автоматически проголосуют “за”. Если будет референдум, нужно будет агитировать, как на любых конкурентных выборах».
Предыдущая инициатива, за удобный для велосипедистов город, даже не дошла до голосования горожан. В парламенте Берлина приняли закон сразу после сбора подписей. Есть вероятность, что и с этой инициативой произойдёт так же: партия Зелёных усилила свои позиции в правящей коалиции, получив на недавних выборах почти 19% голосов. Но до этого ещё нужно пройти долгий путь. Однако если не сейчас радикально преобразовывать городское пространство, то когда? «И где, если не в Берлине?», — задаётся вопросом Виманн.